Суммарная аудитория трансляций завершившегося ЧР по футболу на всех телеканалах, включая Интернет, составила 330 млн зрителей. По сравнению с прошлым годом это меньше более чем на 10%.
16 декабря 2009 года, среда. 22:01
Суммарная аудитория трансляций завершившегося чемпионата России по футболу на всех телеканалах, включая Интернет, составила 330 млн зрителей. По сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился более чем на 10%, а с ЧР-2006 - уменьшился на 25%.
Примечание.
• Центральные матчи тура по ТВ наблюдают как болельщики играющих команд, так и поклонники других клубов и нейтральные почитатели национального первенства.
• На европейскую часть страны все игры ЧР-2009 Первый канал показал в прямом эфире. На Дальнем востоке все такие трансляции прошли в записи в позднее время. Кроме нескольких летних игр жители Урала могли наблюдать центральные матчи в прямом эфире. Кроме нескольких игр первого круга жители Сибири могли наблюдать центральные матчи в записи в вечернее (чаще позднее) время.
В целом хотя бы изредка телевизионные (видео) трансляции матчей Премьер-Лиги наблюдали около 15 млн жителей страны. Из них 40% следили за национальным первенством относительно регулярно, в то время как остальные делали это время от времени, по мере возможности, выборочно и т.п.
Таким образом среднестатистический болельщик увидел 22 игры за сезон, а каждый матч (вне зависимости от мест и каналов просмотра, в прямом эфире или записи) в среднем наблюдали 1,375 млн человек.
Наибольшего внимания, как и следовало ожидать, удостоились премьерные эфиры центральных матчей тура, которые параллельно показывали Первый канал и "НТВ-Плюс", а игры с участием ФК "Зенит" (кроме первого тура) ещё и региональный канал "100 ТВ".
Доля таких игр в суммарной телеаудитории чемпионата составила почти 65% (58,5% - непосредственно на Первом канале, 6% - на всех остальных, включая ретрансляции в кабельных сетях и Интернете).
Из 30 центральных игр больше всего выбор падал на матчи с участием московских клубов "Спартак" и ЦСКА - по 12 раз. "Локомотив" и "Зенит" показали по 9 раз. А далее следуют "Динамо" и "Рубин" - по 5 раз, "Москва" - 4 раза, "Крылья Советов" и "Кубань" - по 2 раза.
Весна В весенний период (14 марта - 24 мая, 1-10-й туры) самыми популярными играми были следующие:
1. "Спартак" - "Зенит" (1-й тур) - 9,6 млн зрителей.
2. ЦСКА - "Зенит" (9-й тур) - 9,5 млн зрителей.
3. "Локомотив" - "Зенит" (5-й тур) - 9 млн зрителей.
Худший показатель: "Локомотив" - "Крылья Советов" (3-й тур) - 6,1 млн человек.
Средняя аудитория: 7,5 млн человек.
Лето В летний период (29 мая - 30 августа, 11-20-й туры) самыми популярными играми были следующие:
1. "Зенит" - "Локомотив" (19-й тур) - 9,2 млн зрителей.
2. ЦСКА - "Спартак" (15-й тур) - 9,1 млн зрителей.
3. "Локомотив" - ЦСКА (18-й тур) - 7,8 млн зрителей.
Худший показатель: "Спартак" - "Кубань" (16 тур) - 5 млн человек.
Средняя аудитория: 6,7 млн человек.
Осень В осенний период (12 сентября - 29 ноября, 21-30-й туры) самыми популярными играми были следующие:
1. "Зенит" - "Спартак" (30-й тур) - 10,7 млн зрителей.
2. "Спартак" - ЦСКА (29-й тур) - 9,4 млн зрителей.
3. "Зенит" - ЦСКА (23-й тур) - 8,3 млн зрителей.
Худший показатель: "Локомотив" - "Рубин" (24-й тур) - 5,1 млн человек.
Средняя аудитория: 7,1 млн человек.
В итоге средняя аудитория центральных матчей за весь сезон составила 7,1 млн человек, а десятка самых популярных игр выглядит следующим образом.
Рейтинг-лист популярности трансляций ЧР- 2009:
1. "Зенит" - "Спартак" (30-й тур) - 10,7 млн зрителей
2. "Спартак" - "Зенит" (1-й тур) - 9,6 млн зрителей
3. ЦСКА - "Зенит" (9-й тур) - 9,5 млн зрителей
4. "Спартак" - ЦСКА (29-й тур) - 9,4 млн зрителей
5. "Зенит" - "Локомотив" (19-й тур) - 9,2 млн зрителей
6. ЦСКА - "Спартак" (15-й тур) - 9,1 млн зрителей
7. "Локомотив" - "Зенит" (5-й тур) - 9 млн зрителей
8. "Зенит" - ЦСКА (23-й тур) - 8,3 млн зрителей
9. ЦСКА - "Рубин" (28-й тур) - 8,1 млн зрителей
10. "Локомотив" - ЦСКА (18-й тур) - 7,8 млн зрителей.
Кроме центральных матчей одну игру тура в прямом эфире можно было увидеть на канале "Спорт", матчи "Зенита" на "100 ТВ", все игры на "НТВ-Плюс" или их ретрансляции в отдельных кабельных сетях и интернет-ресурсах.
Количественные оценки Аналитического Агентства СК (основаны на анализе данных мониторинга футбольных болельщиков в 2002-2009 гг.). Исследуемая аудитория - жители РФ старше 10 лет. Телезритель посмотрел футбольный матч, если он, вне зависимости от места и канала просмотра, включая интернет-трансляции, наблюдал более чем полчаса его игрового времени.
В среднем за сезон "вторые" матчи тура (которые в режиме онлайн показывал и канал "Спорт") смотрели 2 млн человек, а максимальную аудиторию имели три такие поединка:
1. "Крылья Советов" - "Спартак" (28-й тур) - 3,4 млн зрителей
2. "Рубин" - "Зенит" (29-й тур) - 3,1 млн зрителей
3. "Зенит" - "Динамо" (24-й тур) - 2,9 млн зрителей.
В записи (повторе) все игры можно было увидеть на "НТВ-Плюс", одну игру тура на ТК "Спорт", а в некоторых регионах ещё и домашние матчи своих команд на местных телеканалах. Но за редким исключением такие трансляции, даже с учётом их видеопросмотров в Интернете, собирали незначительную аудиторию - на порядок меньше, чем прямые телеэфиры.
А какие центральные игры вызвали наибольший зрительский интерес в предыдущих пяти сезонах?
Рейтинг-лист популярности трансляций ЧР- 2004-2008:
1. "Спартак" - ЦСКА (3-й тур ЧР-2006) - 11,2 млн зрителей
2. "Локомотив" - "Зенит" (26-й тур ЧР-2007) - 11 млн зрителей
3. "Локомотив" - ЦСКА (5-й тур ЧР-2006) - 10,9 млн зрителей
4. "Спартак" - "Зенит" (22-й тур ЧР-2006) - 10,3 млн зрителей
5. "Спартак" - "Динамо" (30-й тур ЧР-2007) - 10,1 млн зрителей