Не хочется сглазить, но, судя по всему, несмотря на мировой финансовый кризис, новый стадион "Зенита" на Крестовском острове всё-таки будет построен к назначенному сроку. Срок этот, впрочем, не конец ноября 2008 года, как планировалось в 2006-м, а начало 2011-го. При этом стоимость стадиона по сравнению с первоначальной возросла практически в четыре раза - с 6,5 миллиарда рублей до 23,7 миллиарда.
Разговоры о том, что строительство стадиона может значительно подорожать, начались ещё в конце весны 2008 года. Тогда предполагаемая сумма выросла до 14 миллиардов рублей, а чуть позже прибавила в весе ещё на 60%. Таким образом, новая арена для чемпионов России будет стоить практически миллиард долларов! Сумма фантастическая, если учитывать расходы на строительство большинства европейских стадионов. Особняком в списке стоит новый "Уэмбли" (вместимость 90 тысяч зрителей) - около $ 1,5 млрд и парижский "Стад де Франс" ($ 975 млн). Зато остальные современные и комфортабельные арены стоят гораздо меньше - у "Арсенала" (60 тысяч) - 600 миллионов, у "Баварии" (66 тысяч) – 500 миллионов, у донецкого "Шахтёра" (50 тысяч) – 250 миллионов.
По словам председателя комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга Романа Филимонова, повышение стоимости строительных работ обусловлено тем, что расчёт, выполненный японским архитектором Кисе Курокавой, не учитывал затрат на выполнение сложных работ. Таковыми являются работы по основанию и фундаменту и применение таких уникальных специальных конструкций, как выдвижное поле и трансформирующаяся крыша.
Позже губернатор Петербурга Валентина Матвиенко в прямом эфире клубного радио расставила точки над i: "Мы хотели поскромнее стадион - как португальский. А "Газпром" считает, что "Зенит" заслуживает большего и городу нужна такая арена, ну и пошли по максимальному пути. Выдвижное поле - это очень дорогое удовольствие. Раздвижная крыша - тоже уникальная конструкция".
Новость об увеличении стоимости многострадального стадиона вызвала среди петербургских болельщиков в основном негативные эмоции: "Дикие бабки какие-то. Товарищи обеспечат надолго безбедное существование своим семьям, а нам в итоге построят что-нибудь типа локомотивского стадиона... не нравится мне эта сумма... от 300 млн дотянуть до миллиарда - это надо постараться... хорошо, что проектировщик всего этого не видит...", – мрачно прогнозирует Larsson10. "Пожалуй, дешевле было выкупить какой-нибудь стадио в Европе и возить всех болельщиков туда бесплатно", – грустно шутит Stron.
Между тем в связи с резким повышением цены стадиона резко встал вопрос о дальнейшем финансировании объекта. Ведь если шесть миллиардов рублей для футбольной арены сравнительно небольшая сумма и городской бюджет мог бы выделять деньги частями каждый год до окончания строительства, то новая сумма для города совсем неподъёмна. В итоге было принято решение найти новых спонсоров. Всю осень правительство Петербурга вело переговоры с представителями "Газпрома", пытаясь решить вопрос о дополнительных средствах. "Я думаю, "Газпром" должен взять на себя не меньше 50% суммы", – говорила Валентина Матвиенко. Но переговоры закончились совсем не так, как предполагали аналитики. Это стало ясно после того, как Законодательное собрание Петербурга приняло проект закона "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг", в котором финансирование строительства арены для "Зенита" идёт не только отдельной строкой, но и значительно увеличено (в среднем до 8,5 млрд рублей в год). При этом в 2009 году планируется направить на реализацию проекта 6 млрд 791 млн 893 тыс. руб., в 2010 году - оставшиеся 10 млрд руб.
Как удалось выяснить "Чемпионат.ру", после того как бюджет уже был внесён в городской парламент, "Газпром" продолжал хранить молчание. В итоге был найден компромисс между городом и главным спонсором "Зенита": Петербург строит стадион самостоятельно, но отказывается от софинансирования в ближайшее время офиса "Газпрома" 300-метровой башни "Охта-Центр", которую раньше помогал строить. При этом Валентина Матвиенко пообещала, что арена будет построена до ноября 2010 года. Думается что это реально, поскольку строительство стадиона стало приоритетной задачей в ближайшее время. Ради новой футбольной арены власти Петербурга приняли решение сократить финансирование некоторых крупных проектов, в частности строительства "Надземного экспресса".
Вместе с тем по причине значительного удорожания проекта, с 20 ноября был расторгнут контракт с предыдущим подрядчиком на строительство стадиона компанией "Авант". В настоящее время на месте строительства стадиона полностью завершены земляные работы. Как сообщает "Фонтанка.ру", переработано порядка 600 000 кубических метров грунта. Закончены работы по устройству более 11 тысяч свай диаметром 520 миллиметров. Кто станет новым генподрядчиком работ, станет известно в ближайшее время.
http://www.championat.ru/