Основная часть болельщиков продолжает наблюдать национальное первенство лишь по общедоступным телеканалам, но их количество имеет тенденцию к сокращению.
Причём оно не компенсируется адекватным ростом пользователей платного ТВ и Интернета, как и аудиторией на стадионах и в спортбарах.
За ходом первой части чемпионата России в Премьер-Лиге относительно регулярно, но с разной частотой, следили около 14,5 млн жителей страны. Из них 40 % составляют сегмент активных, а 60 % - сегмент умеренных болельщиков. Непосредственно на стадионах побывали 2 % почитателей РФПЛ.
В целом сами матчи (хотя бы одну игру любым из способов) смотрели 10-10,5 млн человек. Остальные либо не смогли, либо ещё не захотели этого сделать.
Самый большой охват болельщиков телевизионными или интернет-трансляциями наблюдался в двух столичных регионах (Санкт-Петербург и ЛО - почти 100 %, Москва и МО – 90 %).
Хотя бы одну игру наблюдали 75 % болельщиков Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Томской области и Пермского края. Во всех других регионах, включая и те которые не имеют представительства в Премьер-Лиге, этот показатель за редким исключением находится в пределах 50-60 %.
Для сравнения лишь одна весенняя игра Лиги чемпионов ЦСКА - "Интер" собрала 16 млн отечественных ТВ-зрителей.
У телеэкранов
В первой трети чемпионата федеральные каналы ("Первый" и "Россия 2") показали 14 из 86 игр. И если все пять трансляций на бывшем "Спорте" прошли в прямом эфире во всех зонах его вещания, то Первый канал не отличался таким уважением к любителям футбола.
В центральной части страны из девяти его трансляций одна ("ЦСКА - "Зенит") прошла в записи. С другой стороны этот матч стал единственным, который можно было увидеть в прямом эфире Первого канала на Дальнем Востоке, но из-за относительно позднего начала в это время там была уже глубокая ночь.
На Урале и в Сибири Первый канал показал в прямом эфире 5 и 4 игры соответственно. Причём регулярность онлайна пришлась на период, когда стало известно о трансляциях РФПЛ на "России 2". Впрочем, возможно, это просто совпадение.
Больше всего вниманию публики было представлено игр с участием московского "Спартака", "Локомотива" и "Зенита" - по 5 раз. Три раза показали "Аланию", по 2 раза - ЦСКА, "Амкар" и "Спартак-Нальчик". По одному разу засветились "Динамо", "Рубин", "Сатурн" и "Ростов".
На региональном уровне все игры "Зенита" можно было увидеть по "100 ТВ", а в Томске показывали в записи домашние матчи своей команды. Полностью афиша чемпионата была представлена на платном канале "Наш футбол".
После одиннадцати туров Премьер-Лиги наибольшего зрительского интереса удостоились следующие поединки.
Рейтинг-лист популярности трансляций ПЛ-2010
(вне зависимости от мест и каналов просмотра, включая Интернет)
1. "Зенит" - "Спартак" (2 тур) - 8,25 млн зрителей
2. ЦСКА - "Локомотив"( 6 тур) - 6,5 млн зрителей
3. "Рубин" - "Локомотив" (1 тур) - 6,25 млн зрителей
4. "Спартак" - "Локомотив" (3 тур) - 6 млн зрителей
5. "Зенит" - "Локомотив" (5 тур) - 5,75 млн зрителей
Из центральных игр тура меньше всего зрителей наблюдали матч ЦСКА - "Зенит" - около 4 млн человек. Но в европейской части страны, где проживает доминирующая доля любителей футбола, трансляция Первого канала прошла в записи после полуночи (в прямом эфире ее можно было увидеть по Первому каналу за Уралом и по каналам "100 ТВ" и "Наш футбол", включая различные ретрансляции).
Кстати очень похожая ситуация была и с майским матчем ЦСКА - "Зенит" в прошлом году. Но тогда в последний момент его перенести на 19:00 мск и Первый канал осуществил вещание в этом часовом поясе в режиме онлайн. В итоге игру увидели 9,5 млн россиян.
Без учёта этой трансляции средняя аудитория центральных матчей после 11 туров составила около 6 млн человек. Пока это худший показатель, начиная с 2006 года (максимальное итоговое значение этого периода - 7,75 млн, минимальное - 7 млн).
Особо следует отметить заключительный центральный матч перед июньской паузой "Локомотив" - "Амкар". Несмотря на то что Первый канал показал его в прямом эфире на всей территории, кроме Дальнего Востока, он вызвал незначительный интерес (чуть более 4 млн зрителей включая "Наш футбол" и Интернет). Это самое маленькое значение при таком режиме основной ТВ-трансляции в новом веке.
Если матч не центральный
Из поединков, которые не показывал Первый канал (существенно превышает остальные "футбольные" каналы по охвату населения), наибольший интерес вызвал поединок 9-го тура "Зенит" - "Спартак-Нальчик". В общей сложности ("Россия 2", "100 ТВ", "НТВ-Плюс" и т.д.) за ним наблюдали 3,5 млн болельщиков.
Вторая и третья позиции у матчей 10-го и 8-го туров: "Алания" - "Спартак" (2,5 млн чел) и "Амкар" - "Спартак" (2 млн чел).
А из игр, которые можно было увидеть только на платном ТВ, в Интернете, на стадионе или в спортбарах лучший показатель у матча стартового тура "Спартак" - "Динамо". Его общая аудитория составила около 0,75 млн человек. В среднем же игры, не имеющие ни федеральных, ни региональных телетрансляций, наблюдали не более 0,25 млн жителей страны.
По сравнению с прошлым сезоном положительную количественную динамику имеют домашние обладатели "Нашего футбола" (в основном за счет ретрансляций в кабельных и иных телесетях) и видеопользователи Интернета. Хотя число таких болельщиков ещё остается на относительно низком уровне.
Но, вероятно, из-за этого в размере зрительской аудитории несколько уменьшилась доля посетителей спортбаров. В какой-то степени этому способствовало и отсутствие в некоторых заведениях (причём в разных регионах) соответствующих и ранее традиционных трансляций "Нашего футбола".
На стадионах
В среднем в весенней части российского чемпионата на трибунах стадионов присутствовало немногим более 12,5 тыс. зрителей. Это вписывается в установившиеся границы (12-13,5 тыс. чел) за предыдущее пятилетие.
Если сравнивать с другими чемпионатами, то наш показатель превосходит соответствующие значения восточноевропейских стран. С другой стороны, мы проигрываем не только ведущим футбольным державам нашего и южноамериканского континентов, но и Японии, Китаю, Корее, США, Мексике, Австралии.
Количественные оценки аналитического агентства СК основаны на комплексном анализе данных мониторинга футбольных болельщиков в 2002-2010 гг. Исследуемая аудитория - жители РФ старше 10 лет.