Почти 8 лет ожиданияНо для начала напомним: работы по возведению новой арены на месте легендарного стадиона им. Кирова начались летом 2006-го. Изначально предполагалось, что на все про все уйдет два, максимум три года и Петербург с "Зенитом" в 2008-м или 2009-м получат новый суперстадион. Однако со временем "стройка века" превратилась в "супердолгострой" - на сегодня открытие арены планируется в лучшем случае на 2015-й, в худшем - на 2016 год. При этом сметная стоимость объекта, которая неоднократна менялась, вплотную подошла к 1 миллиарду евро.
Напомним также, что заказчиком строительства арены на Крестовском является не "Зенит", а администрация Санкт-Петербурга. Таким образом, клуб оказался в роли ожидающего, который никак не может повлиять на ускорение процесса. В какой-то момент команде и ее владельцам это, видимо, надоело. И вот в начале года в швейцарской прессе появилась информация: "Зенит" обратился к одной из местных компаний за проектом модульной арены на 25 тысяч мест, которая может быть построена в Петербурге уже к концу 2014-го.
Информация верна, но лишь отчасти. Пока клуб заказал только технико-экономическое обоснование строительства подобной модульной арены. При этом для расчетов швейцарцам был предложен не один, а три участка на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А вот решение, строить ли себе современную модульную арену и где ее располагать, будет принято после того, как "Зенит" получит подробное заключение от европейской компании. А она тянуть с расчетами, судя по всему, не собирается.
Приоритетное место для строительства новой арены - пустырь неподалеку от станции метро "Купчино", на улице Малая Балканская, где и побывали корреспонденты "СЭ".
Достопримечательность для КупчиноПо мнению большинства туристов, в любой части Северной столицы шагу не ступить, не наткнувшись на шедевр Растрелли или Монферрана. Купчино - исключение, ему достались ряды унылых зданий-коробок, сомнительная слава хулиганского района да ироническая песня группы Billy's Band: "Купчино - столица мира".
Выйдешь из метро и не сразу поймешь, где оказался: на окраине Петербурга, Москвы или, скажем, Рязани. Но если "Зенит" все же решит построить здесь стадион, то Купчино, подобно парижскому пригороду Сен-Дени, обзаведется, наконец, достопримечательностью, которая прославит район на всю Европу. Футбольную - уж точно.
Сегодня место будущей арены выглядит прозаично. От Малой Балканской улицы заснеженный пустырь отгорожен лабиринтом гаражей, искать проход в котором долго и муторно. Куда веселее пробраться на потенциальную стройплощадку через задворки торгового центра. Наверное, владельцы многочисленных здешних ресторанчиков - самая заинтересованная в новом стадионе публика. Можно представить, какую кассу им сделают 25 тысяч клиентов перед каждой игрой "Зенита"!
Ну а пока, миновав длиннющие торговые ряды, оказываемся... на берегу мелкой речки Волковки. На карте никаких переправ через нее не значится, но по тонкому льду, к счастью, форсировать водную преграду не пришлось - небольшой мостик нашелся довольно быстро. Сразу за ним и раскинулось огромное снежное поле. Если бы не притулившийся на его краю одинокий бульдозер, с такой натурой вполне можно было бы экранизировать рассказы Джека Лондона про Аляску - только снег и ничего, кроме снега. На крыше и капоте трактора тоже образовался внушительный сугроб. Видимо, стоит он тут достаточно долго и к грядущей стройке отношения пока не имеет.
Кстати, в самом Купчине о возможной стройке, как выяснилось, уже знают и новость восприняли неоднозначно. Кто-то из наших собеседников громко порадовался возможности смотреть футбол из окон квартиры и заранее собрался отдавать ребенка в филиал зенитовской академии, который наверняка создадут при новой арене. А кто-то принялся переживать за станцию метро, которая может не справиться с наплывом 25 тысяч болельщиков.
К слову, с точки зрения транспортной доступности строительная площадка выглядит привлекательно. До Кольцевой автодороги - 3 минуты на машине. До станции метро "Купчино" - 5 минут пешком. Там же располагается одноименная железнодорожная платформа. Рядом с пустырем - огромная стоянка автобусов пригородного и междугороднего сообщения. Так, может, и правда, там, где сейчас стоит одинокий бульдозер, через год-полтора переполненный стадион будет наблюдать, как Халк с Широковым вколачивают мячи в ворота "Боруссии" или "Милана"?
Модуль в Черкизово обошелся в 5 миллионов евроДругое дело - реально ли построить такую арену за год? У бывшего президента московского "Локомотива" Николая Наумова есть опыт возведения подобного модульного стадиона - это малая арена в Черкизове. Стройка длилась как раз около года.
- Такой проект имеет право на жизнь, - говорит Наумов. - Если нет проблем с коммуникациями, то срок его реализации - один год. Так что "Зенит" поступает дальновидно.
Кстати, на маленькой локомотивской арене, рассчитанной на 10 тысяч мест, минувшей осенью был проведен один из ключевых матчей нашего чемпионата между "Динамо" - ЦСКА.
- Главное, постелить хороший синтетический газон - и пожалуйста. Я считаю, что каждый клуб должен иметь такую резервную арену, она всегда выручит, - считает Наумов.
У бывшего руководителя "Локо" грех было не спросить и о стоимости строительства. Хотя понятно, что многое при этом зависит от запросов: качества фанатской зоны, раздевалок, рабочих мест для прессы и так далее.
- Мы затратили порядка 500 евро на одно посадочное место. То есть в сумме получилось пять миллионов евро. Стадион "Зенита" тоже не должен стоить очень дорого, - полагает Наумов.
Одна новая футбольная арена хорошо, а две - лучшеКакое решение примет "Зенит" - строить или не строить небольшую собственную арену, - пока неизвестно. Но в случае положительного ответа и результат не заставит себя ждать. Во-первых, новый стадион - это страховочный вариант на случай, если стройка на Крестовском снова затянется. Кто может дать гарантию, что на этот раз сроки сдачи объекта будут выдержаны?
Во-вторых, чем раньше "Зенит" переедет в "новостройку", тем быстрее начнет извлекать реальную выгоду.
- "Петровский" - хороший стадион. Но он как старая машина: не будешь постоянно ремонтировать, не поедешь", - сказал как-то о нынешней домашней арене питерского клуба один из его директоров. Судя по всему, этот самый ремонт требует все больших и больших затрат. А на собственном, новеньком, современном стадионе гораздо легче реализовать коммерческие программы, на которых можно еще и зарабатывать! Начиная от реализации абонементов в ложи для почетных гостей, которые приносят основной доход на всех аренах мира, и заканчивая точками питания и продаж атрибутики.
И наконец, даже если со стройкой на Крестовском все наконец-то будет хорошо, то два новых стадиона для такого огромного города, как Петербург, лучше, чем один. Недавний опыт Москвы это доказал. Да и в будущем на небольшой арене вполне может обосноваться, скажем, "Зенит-2".
http://www.sport-express.ru/newspaper/2014-01-17/1_2/?view=pagehttp://www.sport-express.ru/newspaper/2014-01-17/3_1/?view=page