Новый стадион для «Зенита»: Пивопровод будет, а пива нет
Сегодня ровно год (статья от 22 декабря 2007), как начали строить новый футбольный стадион на Крестовском острове для команды "Зенит".
Конкурс на проект нового стадиона был объявлен 15 ноября 2005 года, а 23 августа 2006 года в Смольном были подведены его итоги. Экспертная комиссия из представленных на конкурс работ единогласно отдала предпочтение японскому проекту "Космический корабль" ("Kisho Kurokawa architect & associates").
22 декабря 2006 года ООО «Авант» выиграло открытый конкурс на проектирование и строительство стадиона. О том, что уже сделано и о планах на будущее корреспонденту газеты "Наш Зенит" рассказал генеральный директор компании "Авант" (фирма, которая занимается строительством арены) Григорий Фельдман:
- До конца года завершим свайное поле – это 10 000 свай диаметром 520 миллиметров, погруженных на глубину 25–28 метров, – говорит Григорий Ефимович. - Для сравнения: на «Стад де Франс» в Париже 600 забивных 19-метровых свай, а на «Альянс-арене» в Мюнхене свай нет вообще: этого грунты не требуют.
Помимо физических работ, решена самая важная задача этого года – завершено проектирование. Проект находится в Главгосэкспертизе. В конце года либо в январе 2008-го мы должны получить заключение.
...23 месяца на завершение демонтажа старого стадиона, проектирование и строительство нового – срок, который можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. В Европе стадионы строятся в течение четырех-пяти лет. Сочетание сложности объекта и ограниченности сроков его проектирования и строительства и делают наш объект уникальным.
По словам Григория Фелдмана, скорость работы не может отрицательно сказаться на качестве. Технический надзор ведут «Авант» и другие контролирующие организации. «Да и не пойдем мы на ухудшение качества строительства никогда. Даже ради сроков. Мы не можем нарушать нормативные сроки, обусловленные объективными законами физики и отраслевыми нормами, например время застывания бетонной смеси».
Как нарисовал Курокава ,так и делаем. За исключением деталей
- Мы же выполняем архитектурную концепцию Курокавы. Как он задумал – надо сделать. А реализация его концепции с инженерной точки зрения весьма сложная задача, - продолжает Фкельдман.
- Претерпела ли изменения его концепция? Да, небольшие. Во-первых, пришлось изменить форму крыши с плоской на двояковыпуклую. С инженерной точки зрения предложенная Курокавой форма не могла нести нагрузку в 200 килограммов на квадратный метр (расчетная снеговая нагрузка в наших широтах именно такая), поскольку с ее формой было невозможно избежать образования «снеговых мешков».
Во-вторых, появились четыре стеклянные колонны, внутри которых лифты. У Курокавы лифтов не было вообще. По нормам УЕФА на всех этажах стадиона (у нас их семь – три яруса) должны быть точки питания. Но как доставлять питание, например, на верхние этажи без лифтов? Так же, как и какое-то тяжелое оборудование, – по лестнице его не понесешь. Чаша стадиона наклонная. По наклонной плоскости лифт ездить не умеет. Вот и появились четыре стеклянные колонны.
Еще один вопрос возник по поводу остекления верхнего и нижнего ярусов. По всей окружности стадиона в верхней и нижней части расположены проемы полтора метра высотой. Но на Крестовском острове даже летом прохладно. А представьте, как будет зимой. При этом стадион – круглогодичного использования. Так в проекте появилось остекление, чтобы поддерживать внутри комфортную температуру.
Есть и еще одно изменение. У автора вся чаша стадиона была запланирована из бетона, но расчеты показали, что это невозможно. Вес постоянно расширяющейся кверху бетонной чаши становится таким, что прочности материала конструкции не хватает и чашу просто разрывает. Наши проектировщики сумели решить эту задачу, спрятав внутри чаши три силовых пояса, которых вообще не видно, увеличив тем самым жесткость конструкции. Также три верхних этажа мы будем делать из металла. Внешне это будет абсолютно незаметно. Правда, приходится заказывать 60 тысяч тонн металла.
Чем стадион будет уникален для болельщиков
– С точки зрения болельщика это будет высококлассный стадион, находящийся в небольшой группе лучших стадионов мира. С точки же зрения строительной он вообще единственный в мире. За такие сроки, на таких грунтах, в таких широтах подобные сооружения никогда не строились.
По уровню комфорта и многофункциональности наш проект также превосходит все, что есть. Возьмем количество кондиционируемых помещений на двух прекрасных стадионах (я все время с ними сравнение веду) – «Стад де Франс» в Париже и «Альянс-арене» в Мюнхене: 41 тысяча квадратных метров у французов, 35 тысяч – у немцев, 105 тысяч – здесь. На нашей арене можно будет проводить любые массовые мероприятия – соревнования по биатлону, фристайлу, автошоу… Все что угодно. Поле уехало – делайте внутри что хотите. Плюс большое количество помещений в спортивной зоне.
...К сожалению, мы не имеем права делать стоячие места для болельщиков – по российским нормам нельзя. Но если разрешат, сиденья можно будет демонтировать.
То же касается и пивопровода. Пивопровод будет. Я считаю неправильным запрет на потребление пива на российских стадионах, ведь пиво и футбол – это мировой тренд. А тот, кто хочет напиться и похулиганить, все равно это сделает. С федеральным законом, конечно, не поспоришь, но надеемся, что он будет изменен. А так – безалькогольное пиво придется по пивопроводу гонять или, например, кока-колу. Делать нечего.
Что касается транспортной доступности, то, насколько мне известно, на Крестовском собираются трудоустроить «сына лейтенанта Шмидта» – мост, который дублировал своего «однофамильца» на время реконструкции. Существующий Большой Крестовский мост также планируют модернизировать.
Возможно, сделают пешеходный мост со стороны Приморского проспекта. При этом нужно учитывать, что ни в одном большом городе стадионы на 100 процентов не приспособлены для комфортного одновременного прохода большого количества людей.
Я был на столь уважаемом мной «Стад де Франс» на финале чемпионата мира 1998 года. После игры все близлежащие станции метро, как и положено, были закрыты. И по Елисейским Полям шла огромная миллионная толпа. Идти пришлось около часа. А что делать? У нас тоже не получится сделать так, чтобы через 15 минут после финального свистка все разъехались с улыбками на лицах. Я не знаю системы, которая могла бы обеспечить это в принципе. Можно говорить лишь о том, чтобы сделать это не неудобнее, чем в Европе.
За строительством стадиона можно следить в режиме он-лайн. На сайте фирмы-строителя установлены веб-камеры, показывающие стройплощадку.
Стадион «Газпром-Арена» (предполагаемое название)
Местоположение: Крестовский остров
Год постройки: конец 2008 годЦена постройки: 6,7 млрд рублей
Дата открытия: март 2009 годВместимость: 62 000 человекРазмеры поля: 105x68Сроки и графики проекта
Цикл проекта составляет два года - полгода заложено на проектирования и 1,5 года на строительство.
В соответствии с календарным планом работ, в настоящее время ведутся работы по устройству свайных полей и железобетонной плиты ростверка, которые продолжатся до конца года.
Ввод в эксплуатацию и сдача объекта состоится в декабре 2008 года.
Это значит, что первый матч на новом стадионе "Зенит" сможет провести весной 2009 года, еще до открытия нового футбольного сезона.http://gazeta.spb.ru/16667-0/