Россия, кусая губы в кровь, смотрела за ужасным четвертьфиналом – и прокручивала в памяти весь этот сезон. От первого этапа Евротура, когда игра сборной навевала смертную тоску, – до этапа последнего, когда команда отрабатывала все те же утомительно-оборонительные, чуждые русской хоккейной душе схемы. От первого матча Брызгалова за ЦСКА – до последнего за сборную, которые объединило одно: четыре пропущенные шайбы. От неуверенного в себе челябинского художника Кузнецова в дебютной его игре за сборную Зинэтулы Билялетдинова – до безразличного Кузнецова во вчерашней билялетдиновской отходной.
Как ни печально признавать, Россия двигалась к позорным 1:2 от Франции в День Победы и унизительным 3:8 во вчерашний день Поражения все последние два года. Которые прошли в нашей сборной под знаком безудержной любви к НХЛ и критического отношения к собственному чемпионату. За это время мы привыкли к тому, что у нас есть команды двух сортов – первого, североамериканского, и второго, кахээловского. Эти два года наша национальная команда просто проедала свой энхаэловский звездный потенциал и, увы, не наращивала потенциала внутреннего, жизненно необходимого.
Сокрушительные 3:7 с Канадой шокировали Россию, которая привыкла к быковско-захаркинскому карнавалу Евротуров. Но тогда это был именно шок, а вчерашних 3:8, похоже, ждали многие. Чего скрывать: унылые выступления сборной второго сорта на Евротуре давно стали для нас привычными. Все знали систему Билялетдинова, обкатанную еще в "Ак Барсе": одно звено свободных художников и три – трудовых лошадок. А поскольку все места свободных художников были забронированы под легионеров из НХЛ, остальные – от Кузнецова до Тихонова – были обречены стать расходным материалом. В результате на этапах Евротура (за исключением Кубка Первого канала, где во время локаута собрали всех звезд) игроки из КХЛ отбывали номер.
Готов повторить: люди из КХЛ отбывали номер. Все два года. А тренеры тихо сидели в Новогорске и по ночам держали кулаки за скорый вылет своих энхаэловских спасителей из Кубка Стэнли.
На прошлом чемпионате мира им удалось вытащить счастливый билет – Евгения Малкина, который после сенсационного поражения в плей-офф НХЛ от "Филадельфии" находился в блестящей форме и получил себе в партнеры самую горячую связку нападающих из КХЛ Попов – Пережогин. По сути, именно это звено год назад вытянуло на золотой пьедестал нашу довольно унылую команду, которая с трудом прошла Норвегию.
Но в этом сезоне энхаэловский лототрон не выбросил нам шара с надписью "Малкин". Мы получили лишь утешительный североамериканский приз – Ковальчука, который после серии травм был не совсем готов к роли лидера. К нему и Радулову (который, несмотря на двухмесячный простой и травму колена, ниже своего уровня не опустился) нужно было находить идеального центрфорварда. И здесь штаб сделал роковую, на мой взгляд, ошибку: поставил к примам нью-джерсийского приятеля Ковальчука – Локтионова. Так прошлогодний путь к золоту был отрезан. Тем более что после омских перестановок зажигательный дуэт Попов – Пережогин версии Сумманена превратился в вялую связку от другого финского тренера Матикайнена.
В первые месяцы работы со сборной любовь Билялетдинова к НХЛ еще не была безудержной. Но золотой весной-2012 приобрела болезненные формы. Главный тренер все чаще дистанцировался от КХЛ и ее кандидатов. Начинал Евротуры со сказанных полушепотом слов о том, что его коллеги по КХЛ работают несовременно, а завершал – если дела шли не лучшим образом – пассажами о том же, но не жалея децибелл. Осенью многих резанул категоричный отказ Билялетдинова на предложение президента КХЛ стать своеобразным высшим судьей и самому определять, кого из локаут-джокеров НХЛ в интересах сборной выводить за пределы платежного потолка. Тем самым тренер показал: внутренние дела КХЛ его в новогорском мирке не сильно интересуют.
Дальше – больше. Брызгалов, который провалился в ЦСКА, а затем и в "Филадельфии", получил первый номер в сборной. Тогда как, безусловно, лучший голкипер КХЛ двух последних сезонов, MVP нашей лиги Еременко вновь не был вызван хотя бы на один этап Евротура. Анисин, лучший снайпер двух последних розыгрышей Кубка Гагарина, мог выпрыгивать из своих знаменитых, сшитых еще отцом штанов, но о сборной не смел и мечтать. А лучший российский бомбардир последнего Кубка Гагарина Тихонов в последний момент был необъяснимо выведен из состава. Зато перед Свитовым, главным козырем которого стал переход в "Ак Барс", вдруг зажегся зеленый свет.
Лихорадило тренера и на энхаэловском фронте. Сезон прорыва вратаря Бобровского почему-то оказался незамеченным, молодой Якупов тоже не получил шанса. Зато по каким-то причинам рекрутировали Локтионова и защитника Тютина, которые в Хельсинки оглушительно провалились.
Много вопросов вызывает и штаб сборной. Такое ощущение, что Билялетдинов, человек скромный, избегающий публичного пространства, подбирал помощников именно по этим параметрам. Вяловатый, за весь сезон не выдавший ни одного цельного интервью Валерий Белов, который так и не выбрался в финал с лучшим по составу клубом "Востока" – "Ак Барсом", а также Дмитрий Юшкевич, весь сезон что-то тихо переводивший Тому Роу в "Локомотиве", – вот и вся творческая лаборатория.
…До Олимпиады в Сочи девять месяцев. Но у нас еще остается шанс на то, что ребенок, которого в мучительных схватках с французами и американцами зачали в Хельсинки, окажется здоровым. Очевидно, что тренеров никто менять не будет – времени на перестановки нет, и мы обречены ехать в Сочи именно с этими людьми. Выход один: помочь им всем миром и срочно исправлять ошибки